Консультации для родителят)))
| |
АННА | Дата: Вторник, 07 Дек 2010, 7:49 PM | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 85
Статус: Offline
| «РЕЧЬ КАК ИНДИКАТОР ВНУТРЕННЕГО МИРА РЕБЕНКА» «Умен ты или глуп, велик ты или мал Не знаем мы, пока ты слова не сказал». Саади Следует обратить внимание на следующий парадокс: речь, обращенная к ребенку, является слабым фактором детерминации его поведения (по сравнению, скажем, с образами, предметами, примерами поступков людей и т. д.), но речь самого ребенка говорит о его личности практически все. Она – индикатор его внутреннего мира. Тем удивительнее то огромное внимание, которое психологи и педагоги уделяют качеству речи ребенка при практическом игнорировании ее содержания. В любом случае о качестве речи есть кому заботиться – это логопеды, но кто будет заботиться о содержании речи? Эту заботу должны взять на себя, конечно же, воспитатели. Но почему-то не берут, скорее всего, потому, что недопонимают или недооценивают значение речи ребенка как ключевого фактора изучения и развития его личности. Приведем примеры подтверждающие это. Скажем, нужно получить данные о разнице между различными поколениями детей, например, 70-х, 80-х и 90-х годов. Обратившись к соответствующей литературе, можно легко найти разницу между поколениями в среднем весе, росте, перенесенных заболеваниях и т. д., но практически невозможно (даже в Интернете) найти сравнительные данные об их словарном запасе, о наблюдаемых здесь изменениях и тенденциях. Другой пример – это те трудности, которые педагоги испытывают при планировании индивидуальной воспитательной работы. С целями воспитания (с заданием на личность), казалось бы, все ясно (они - универсальны), но что же считать исходными позициями в воспитании (с тем, что дано)? На этот счет единой точки зрения нет, как нет ее и по поводу использования наиболее надежных методов получения исходной информации о человеке. Одни педагоги первостепенное внимание уделяют состоянию здоровья ребенка, другие – уровню его развития, например, степени готовности к школе, третьи – эмоциональной сфере ребенка и т. д. Одни предпочитают наблюдать поведение ребенка, другие – беседовать с его родителями, третьи – анализировать его игры и т. д. Все это, конечно же, нужно делать. Однако есть путь и надежнее, и важнее, и эффективнее. Как свидетельствует наш опыт, самый надежный источник всех необходимых личностных сведений о ребенке является его речь. Она же содержит свернутую программу работы с ним, лишь нужно суметь ее прочесть и развернуть. Методы изучения речи ребенка тайны не составляют: слушать, фиксировать (записывать), анализировать, сопоставлять и т. д. Что же в речи ребенка нужно изучать в первую очередь? Самую богатую информацию о ребенке, его внутреннем мире несет, конечно же, ее содержание. Важно при этом фиксировать и анализировать следующую информацию: - излюбленные темы, к которым чаще всего и охотнее всего обращается ребенок; -темы, которых он, напротив, избегает, не поддерживает, не участвует в обсуждении; -темы, вызывающие у ребенка положительные или отрицательные эмоции и особенно – вызывающие страх; - темы, слова, словосочетания, вызывающие у ребенка смех; - словарный запас ребенка: его количественные и качественные характеристики; - слова-«паразиты»; - наиболее устойчивые словосочетания; - слова, которые ребенок явно не понимает; - вопросы, с которыми ребенок чаще всего обращается к взрослым или детям и др. Содержательная сторона речи ребенка – это анатомия его души. Ребенок еще не умеет ни таится, ни хитрить, ни обманывать окружающих. Он может все рассказать из того, что происходит дома, выдаст любые свои и чужие «тайны», признается в своих самых сокровенных желаниях и мечтах и т. д. Вступая в умелый диалог с ребенком, педагог получает неограниченный доступ к его внутреннему миру, получает фактически неограниченную власть над ним. И очень важно суметь правильно распорядиться этой властью. Кроме содержания огромное значение имеет изучение речевых звуковых явлений: диапазон (широкий, узкий); тональность (высокая, низкая); интонация (слабая говорит о подчиненности натуры, повышенная – подчеркивает сильную натуру); темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавна, резкая); ритм (равномерный, прерывисты); тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий). Огромную информацию о ребенке несут также неречевые выразительные качества голоса: вздохи, сопения, хмыкания, шепот, смех, плач, кашель, заикания, нулевые звуки – паузы, звуки назализации – «хм-мм»; «э-э-э» и др. Вывод и сказанного очевиден: педагог, умеющий читать речь ребенка, почти наверняка знает и понимает его, предвидит его поступки, умело строит с ним индивидуальную работу – воспитывает, обучает, готовит к школе и жизни в обществе, заботится о его здоровье. Речь – фокус личности ребенка. Добавлено (07 Дек 2010, 7:49 PM) --------------------------------------------- Как учить детей играть Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире В.А. Сухомлинский Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удо¬вольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положи¬тельной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выпол¬няет важные функции в его развитии: • дает возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать "как взрослый" врачом, поваром, моряком; • открывает широкие горизонты для общения, прежде всего, со сверст¬никами, дает возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить "несерьезные" детские дела; • служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении; • помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и пр.; • способствует развитию пси¬хических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, вооб¬ражения, речи и т. д. (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллекту¬ального и личностного по¬тенциала ребенка); • служит фундаментом для успешного перехода к но¬вому виду деятельности — учебе. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В наше время произошли значительные изменения в нашем обществе, в отношениях между людьми и в условиях жизни детей. Эти изменения не могли не отразиться на игре детей. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по крайней мере, по следующим причинам. Во-первых, особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений. Во-вторых, игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества. В-третьих, анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для дошкольного детства, для построения новых методов педагогики игры. В современном обществе большой выбор разнообразного игрового материала, но, к сожалению, не каждый взрослый может научить ребенка правильно действовать с ним. Важно осознавать, что умение играть пригодиться каждому ребенку во взрослой жизни. Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радуется успеху сверстника и спокойно переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки, фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.
Добавлено (07 Дек 2010, 7:49 PM) --------------------------------------------- Памятка родителям Как НАДО вести себя родителям с ребенком, который играет Учить играть ребенка и придавать значение игре не меньше, чем питанию, прогулкам и воспитанию детей. Следить за тем, как Ваш малыш играет, и знать, какие игры, в каком возрасте ему необходимы. Для этих игр специально подбирать игрушки. Следить за тем, с кем Ваш малыш играет. Коммуника¬белен ли он. А если некоммуникабелен, воспитывать в нем это качество. Стараться поощрять фантазию и творчество в игре. Не прерывать игру в разгаре. Пытаться разгадать символику игры, какую информа¬цию она несет для Вас. Что в данный миг довлеет над ребенком. О чем мечтает он. Поняв символику игры, помочь ребенку в решении его проблем. Готовя к поступлению ребенка в школу, пытаться моделировать в сюжетах игр его учебу в первом классе. Не забывайте, что родоначальником учебной деятельности является игра. Если игра не соответствует особенностям возраста ре¬бенка и он, играя, отстает от сверстников или ровесников, проконсультироваться с педиатром или психоневрологом. Как НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, который играет Смотреть на игры, как на баловство, наказывать за них. Их прерывать в разгаре. Ругать за все фантазии и выдумки в игре, особенно за воображаемых партнеров. Не признавать какого-либо творчества в игре. Не покупать необходимые игрушки. Не обращать внимания на то, как Ваш малыш играет, с кем играет. Не придавать значения коммуникабельности Вашего ребенка в играх. Не развивать коммуникабельность его. Не понимать символику игры и не пытаться ее разгадать. Не знать о возрастных особенностях игр ребенка. Не придавать значения тому, что игры Вашего ребенка отличаются от игр его сверстников. Право ребенка на игру предоставлять нужно не только в специально отведенное в режиме дня время, но и в процессе любой деятельности в течение дня. Продуманное распределение времени поз¬воляет рационально, с максимальной пользой для детей использовать каждую минуту для игры в ее всевозможных видах и проявлениях, включая игротерапию.
...
|
|
| |
Перуника | Дата: Вторник, 07 Дек 2010, 8:00 PM | Сообщение # 2 |
Радуга)))))
Группа: Проверенные
Сообщений: 3710
Статус: Offline
| Quote (АННА) Как НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, который играет Смотреть на игры, как на баловство, наказывать за них. Их прерывать в разгаре. Ругать за все фантазии и выдумки в игре, особенно за воображаемых партнеров. Не признавать какого-либо творчества в игре. Не покупать необходимые игрушки. Не обращать внимания на то, как Ваш малыш играет, с кем играет. Не придавать значения коммуникабельности Вашего ребенка в играх. Не развивать коммуникабельность его. Не понимать символику игры и не пытаться ее разгадать. Не знать о возрастных особенностях игр ребенка. Не придавать значения тому, что игры Вашего ребенка отличаются от игр его сверстников. Точно..Но как часто мы забываемся и ведем себя,как НЕ надо..Наверное.нужно чаще вспоминать себя,когда мы были детьми..Свои чувства,надежды,обиды..Это поможет более чутко относиться к детям.Просто относиться к ним,как к взрослым,пребывающем в своем детстве..
Каждый из нас ангел, но только с одним крылом. И мы можем летать только обнявшись друг с другом
|
|
| |
|