Таким образом появились церковь Казанской Божьей Матери, а в 1652 году - колокольня, ставшая на тот момент самым высоким сооружением и служившая ориентиром для кораблей и повозок. И собор, и церковь были выстроены в определенном "нарядном" стиле: их украшают многочисленные арки, колонны, необычной формы окошки, цветные изразцы. Кроме того, на территории монастыря можно увидеть еще одно здание - церковь Сергия Радонежского, которую привезли сюда из одной местной деревни.
Сейчас Троицкий монастырь, как и в прежние времена, служит местом паломничества. Многочисленный поток верующих объясняется находящимися здесь мощами святых чудотворцев Петра и Февронии - покровителей любви и брака. Люди верят, что святая Феврония может исцелить от бесплодия.
Мужской Благовещенский монастырь стоит напротив Троицкого. История возникновения этой духовной обители гласит, что 1552 году Муром посетил Иван Грозный, направляясь в казанский поход. В Муроме он молил святых, чтобы они помогли ему отвоевать Казань у иноземцев. Считается также, что он дал обет в случае победы основать монастырь на святой земле, где были захоронены князь Константин, распространивший христианство на муромской земле, его жена Ирина и двое детей, причисленные к лику святых в 1457 году. Победа была одержана, и началось строительство, в ходе которого мощи княжеской семьи были изъяты из земли и перенесены в храм. Покоятся они здесь и по нынешнее время. Считается, что из Благовещенского собора, главного здания монастыря, тянется подземный ход к святому и чудодейственному источнику Константина, который находится на дне Успенского оврага, напротив юго-восточной башни монастыря. Однако найти этот источник так и не удалось.
На Первомайской улице расположено еще одно здание. Это Муромский историко-художественный музей, открытый в 1919 году. Дом, в котором находится это учреждение, раньше принадлежал крупному хлеботорговцу К. Зворыкину, последнему хозяину здания, по местным меркам похожего на дворец.
Музей привлекает прежде всего величиной и качеством фондов. При всей "камерности" экспозиций его часто называют "Маленьким Эрмитажем". В музее хранится уникальная археологическая коллекция племени Мурома, коллекция древнерусского искусства, в основе своей происхождением из местных храмов, представлены интересные экспозиции городского купеческого быта.
Чуть дальше расположился Воскресенский женский монастырь.В его комплекс входят пятиглавая Воскресенская церковь и одноглавая Введенская, а также шатровая колокольня и несохранившаяся Георгиевская церковь. В отличие от Троицкого и Благовещенского монастырей, постройки Воскресенского более скромны. Монастырь являлся "визитной карточкой" Мурома со стороны реки, создавая образ благочестивого места, полного святынь.
На берегу Оки туристы также могут ознакомиться с достопримечательностями еще одного мужского монастыря - Спасского[img]http://www.photo-russe.com/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=3&func=wmark&mid=3172[/img]. Это одна из старейших духовных обителей не только Мурома, но и всех приокских земель. Первое упоминание о нем относится к 11-му веку: в летописи говорится, что здесь в 1096 году похоронили сына Владимира Мономаха Изяслава, который погиб во время осады монастыря. Есть и еще один факт: согласно преданию, монастырь был основан первым муромским князем Глебом, которого горожане не пустили жить в собственные палаты. Тогда Глеб построил рядом с ними церковь Всемилостивого Спаса, название храма и легло в основу наименования нынешнего монастыря, построенного на месте княжеского двора.
Главное здание обители - храм Преображения Господня - дошло до нас с существенными изменениями. Считается, что его построили по указанию Ивана Грозного в 1553 году. В 1839 году у сооружения появились пристройки, шлемовидные купола были заменены луковичными, были сделаны и другие перестройки.
Помимо монастырей, туристы могут ознакомиться с архитектурой нескольких церквей. Первая из них находится в самом центре города и называется Николо-Набережной церковью.
"Набережной" ее прозвали потому, что она стоит на берегу Оки. Если идти далее по набережной, то можно увидеть Козьмодемьянскую церковь. Храм сохранился до наших дней в полуразрушенном виде, так как в 1868 году обвалился шатер церкви, осталась только четырехугольная коробка. После этой катастрофы козьмодемьянскую церковную утварь и иконы перевезли в церковь Смоленской иконы Божьей Матери, после чего она получила второе название - Новая Козьмодемьянская церковь. Сейчас в ней располагается выставочный зал.