но это не история земли белорусской((((Добавлено (13 Фев 2011, 11:09 PM)
---------------------------------------------
Чудеса земли белорусской. Каменотёс
Когда вы слышите название профессии: каменотёс, какие ассоциации у вас возникают? Лично я сразу вспоминаю тамплиеров, древний орден рыцарей-монахов, который, согласно легенде, создавался для поиска и сохранения тайн царя Соломона.
Согласно той же легенде, у истоков ордена стоял каменотёс и одиннадцать принявших монашество дворян, принявших обет отыскать наследие самого мудрого из древних царей, сохранить и приумножить это наследие…
Самый загадочный из всех орденов, загадки которого не разрешены и по сей день. Самый несовременный из всех средневековых, он был бы вполне современен сейчас. Тамплиеры – они слишком много знали, слишком много строили, особенно в Святой Земле, слишком много получали доходов – и имели наглость давать в долг даже королям… За что и поплатились – французский король за это со своими кредиторами и расправился…
А можно ещё вспомнить также таинственную организацию «вольных каменщиков», существующую и поныне…. Правда, уж эти-то к собственно каменщикам почти не имеют отношения, так, на уровне традиций… Впрочем – кто знает…
Мне даже в голову не приходило, что сегодня каменотёсов можно встретить на Беларуси. Ну, максимум – в конторах, которые режут камень на памятники… Но там-то всё цивильно, цивилизованно, автоматизировано…
А всего-то получилось, что мы ехали от Минска на север, и в Докшицком районе, в деревеньке Варганы, тормознули. У самой дороги – каплицы, несколько штук рядом. Каменный крест, из цельного валуна, метра два; на каменном постаменте (из цельного камня) статуя Иисуса рядом – Богородица. В каждой капличке – маленькая иконка. Иконки, что сначала было несколько странно, восточные, православные. В сочетании с католическими крестами и скульптурами смотрится очень по-униатски.
На всякий случай – уния (союз) – это кусочек белорусской истории, когда, не желая терпеть раздирания православными и католическими церковными властями местной церкви, был заключён договор, объединяющий православный обряд и католические каноны… Получилась новая церковь, униатская, или, как её ещё называют, греко-католическая.
Однако, вернёмся к придорожным каплицам…
Мы рассматривали их в полном восхищении. Камень, явно знающий руки человека, который, как древние ваятели, «убрал всё лишнее», оставив только саму суть, сущность камня…
Впрочем, к нам вышел создатель всей этой красоты. Его дом стоит прямо против каплиц.
Колбасич Александр Александрович живёт в деревне почти всю жизнь, исключая период концлагеря в период Великой Отечественной войны, да девяти с половиной лет колымских лагерей после войны.
Он рассказывал, что всю жизнь был глубоко верующим человеком. Его вера не поколебалась антирелигиозной агитацией, за что он и был вознаграждён. Находясь в концлагере, Александр Александрович молился о том, чтобы Господь сохранил ему жизнь. Взамен обещал поставить в своей деревне каплицу.
После освобождения из концлагеря побывать в родной деревне ему не довелось. Сразу закрытые вагоны увезли его на Колыму, вместе с другом, с которым и в концлагере вместе были. Очень многие из тех, кого привезли вместе с ними, умирали. И от холода, и от голода, и от болезней. И страшно было очень.
И приснился тогда Александру Колбасичу сон. Будто идут они с его другом Николаем вброд через речку. Александр перешёл, и обернулся посмотреть, как там Николай. А речка неожиданно стала широкой, и Николай поднял руки высоко, как будто помощи просил.
И тут прилетела маленькая птичка, которая заговорила с Александром человеческим голосом. И сказала ему, что он останется жив после лагеря. И выкатила ему девять орешков чёрных, и один раскрашенный пополам – чёрный с белым. Александр сложил все эти орешки в карман – да так и проснулся.
И был в лагере человек, который хорошо сны разгадывал. И объяснил он этот сон так: Александр действительно переживёт лагерь, а вот Николай скоро погибнет. Так и случилось. На следующий же день Николай погиб.
А Александр провёл в лагерях 9,5 лет, вернулся в родную деревню, и поставил около дороги каплицу. Потом ещё одну. Потом ещё. И ещё.
И теперь вдоль дороги стоят каменные каплицы каменотёса Александра Колбасича.
Катерина Сидорук
Добавлено (13 Фев 2011, 11:10 PM)
---------------------------------------------
********************************************************************************************************************
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая (1173)
память 23 мая / 5 июня
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира (#1015; память 15/28 июля) и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота - с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предиславы, однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где была настоятельницей ее тетя, игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича). Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния.
По благословению епископа полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные от продажи книг деньги преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.
Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время - это уже было при князе Борисе Всеславиче (#1128) в 1125 году - епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги - «все свое имение».
Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.
В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова.
Предметом особого попечения преподобной Евфросинии был основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку (1156-1169) и византийского императора Мануила (1143-1180) прислать ей список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, некогда написанный святым евангелистом Лукой. Ефесская икона Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского (#1263; память 23 ноября / 6 декабря) и дочери князя Полоцкого Брячислава. (В настоящее время эта икона хранится в Государственном Русском музее).
Свою просветительскую деятельность и труды по устроению монастыря святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее.
Добавлено (13 Фев 2011, 11:10 PM)
---------------------------------------------
На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, желала поклониться Живоносному Гробу Господню. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она вместе с другой сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась в Святую Землю. После паломничества к святыням Константинополя она прибыла в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, святая Евфросиния приняла мирную и блаженную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме 23 мая 1173 года. (По другим сведениям, она была погребена в обители святого Феодосия в паперти храма Пресвятой Богородицы).
3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими в Киево-Печерскую лавру. В 1910 году мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее время.
Добавлено (13 Фев 2011, 11:45 PM)
---------------------------------------------
Праведная София, княгиня Слуцкая (1612)
память 19 марта / 1 апреля
Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович.
Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. В том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович. Опеку над сиротой приняли на себя дальние родственники: сначала Жмудский староста Юрий Ходкевич, взявший ее с собою в Вильно, а затем Виленский каштелян, Брестский староста Иероним Ходкевич.
Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.
Князю Янушу позволено было видеться с юной Софией, жившей тогда в виленском доме Ходкевичей. Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.
По прошествии некоторого времени Радзивиллы внезапно наложили запрещение на имение Ходкевичей Копыль под Оршей в счет оплаты старого долга. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне. Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. В самом центре города готовилось страшное кровопролитие, однако отправленные королем посланцы сумели предотвратить готовящееся сражение и склонить обе стороны к миру.
Новая мировая сделка была заключена на следующих условиях: аннулированы все денежные претензии Радзивиллов к Ходкевичам, которым были также выданы свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии.
Когда княжна достигла возраста, позволявшего вступить в брак, Януш Радзивилл обратился 20-го дня июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.
Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.
Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года.
В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку, давшие жителям города возможность сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия.
В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Своего мужа в бытность его католиком настойчиво убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении благочестивых (то есть православных) принуждать к унии. Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Благодаря великим усилиям благочестивой ревнительницы Православия город Слуцк остался единственным городом Северо-Западного края, который мужественно выдержал жестокий гнет униатов, будучи твердыней веры, завещанной предками, сохранив целостность, чистоту и неприкосновенность учения, освятившего земли русские в 988 году.
Влияние праведной княгини было столь велико, что даже муж ее князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. В одной из них сказано: «...церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены».
Добавлено (13 Фев 2011, 11:45 PM)
---------------------------------------------
Спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала подобную грамоту: «Изъяснив всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Белицком, Заблудовском, Невельском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои, всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви восточной, а потому настоящею привилегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния в эти церкви не должна быть вводима никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров к владыкам их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать».
Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Как паломница путешествовала высокоименитая братчица в самые отдаленные храмы в дни храмовых праздников.
Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси.
Умерла блаженная София 19 марта 1612 года от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.